«До чего дошёл прогресс?!»

О спектакле «Училка из Будущего»

Интервью с Алексеем Исполатовым, режиссером премьерного спектакля Ленинградского областного театра «Комедианты» «Училка из будущего»

«…Здесь на земле роботы заменили художников и конструкторов, ученых и рабочих. А человек? Человек научился потреблять …»

«Училка из будущего» — так называется новый спектакль театра «Комедианты» по пьесе Виктора Ольшанского, премьера которого состоялась 27, 28 и 29 марта 2011 года. Режиссер спектакля Алексей Николаевич Исполатов рассказал нам о том, что ожидает зрителей, какие проблемы затронуты в этом интригующем действе «из будущего», и о том, «до чего дошел прогресс». Алексей Исполатов полностью посвятил свою жизнь и свое творчество маленьким жителям нашего города. Помимо режиссерской и актерской деятельности, он — преподаватель детских курсов театрального мастерства, автор нескольких книг — сборников сценариев всевозможных детских праздников, развивающих игр и конкурсов. В театре «Комедианты» под предводительством заслуженного деятеля искусств Михаила Левшина Алексей Николаевич работает фактически со дня его основания, около двадцати лет, и за это время создал целый ряд спектаклей для детей на основе русского народного фольклора, русской и зарубежной детской литературы.

— Алексей Николаевич, расскажите, о чем поведает юному зрителю спектакль «Училка из будущего«?

— Это спектакль по мотивам фантастики XX века. Роботы, современные компьютерные технологии. Мир, в котором компьютер полностью вытесняет живое общение, и школы как таковой больше не существует, ее заменили обучающие машины. Учителя оказались выброшены на улицу. Знаете, приспосабливаются обычно самые нехорошие, а хорошим сложно приспосабливаться к новому. Так и педагоги, настоящие, по призванию, оказываются ни с чем. «Приспособленцы» переквалифицировались в программистов, стали готовить эти самые обучающие программы, а настоящие учителя, которым нужны дети, оказались без дела. Одна из таких учительниц, для которой работа была не способом заработка, а жизнью, под видом домашнего обучающего робота приходит в семью учить ребенка. И в этой ситуации мы ставим простые, но, как мне кажется, очень важные сегодня вопросы — что же важнее для открывающего жизнь маленького человека, что нужнее: живой учитель, который умеет думать и принимать решения, ошибаться и признавать свои ошибки, или обучающая машина, которая всегда имеет абсолютно верный ответ на любой вопрос, но при этом совершенно равнодушна. «Училка из будущего» — наш голос в поддержку прекрасной профессии Педагог!

— Общеобразовательную школу значительно чаще ругают, чем хвалят… Вы становитесь на ее защиту?

— Школа как обособленный микромир — это не только получение знаний, но и живое человеческое общение. Причем не только между детьми, а именно между поколениями. Часто забывается, что подобный опыт — опыт поколений — вряд ли может быть передан каким-то другим путем. Да, может быть гениальная обучающая программа, в которую вложены все научные знания человечества, но у нее не может быть души. А ведь душа, способность чувствовать, это очень важно в воспитательном процессе. Чувственность — это то, что роднит человека с природой, то, что помогает ему воспринимать искусство — духовный опыт поколений.

— Тема школы и образования сегодня очень актуальна, все боятся и ждут перемен, жалуются, протестуют, дискуссируют…

— Да, и поэтому именно сегодня хочется напомнить о том, что удивительный институт — институт школы — это живой нежный и трогательный организм. И с ним нужно быть крайне осторожным! Когда сегодня снимают фильмы о том, какие страшные и ужасные отношения в школе, я вам скажу — школа, как и любой другой социальный организм, вбирает в себя все добродетели и пороки общества. И главное, о чем хочется напомнить и детям, и взрослым — об Учителе. Это ведь сегодня совершенно святой человек. К нему нужно относиться как к иконе, бить поклоны и постоянно хвалить. Та работа, которую они проводят с нашими детьми, — огромная, трудная, требующая уйму терпения и любви к ближнему. Бывает, что учителя приходят в школу просто так, но чаще это все-таки люди по призванию, потому что деньги там очень маленькие. Берегите учителей, берегите школу, не рубите с плеча, а если и появилась потребность проводить какие-то реформы, то эти реформы должны быть направлены на то, чтобы помочь учителю в его благородном, но часто неблагодарном труде.

— Я знаю, что спектакль «Училка из будущего» вы рекомендуете именно для семейного просмотра…

— Я бы хотел, чтобы этот спектакль в нашем прекрасном городе приходили смотреть как юные зрители, подростки, так и их папы и мамы, бабушки и дедушки. Адрес у «Училки из будущего» очень многогранный. Здесь поднимаются не только проблемы детей и школы, но и проблемы родителей. Это для подросших детей, а ведь люди порой до последнего вздоха остаются детьми. И родителям в бесконечной погоне за улучшением условий быта зачастую не хватает живого воздуха и живого общения. В спектакле очень интересные актерские работы — Лариса Климова, Роман Притула, Станислав Воронецкий, Сергей Бледных, Людмила Никитина, Анна Загребна, Екатерина Белова, Леонид Зябкин. Я думаю, что любой человек, который придет на этот спектакль, по-новому увидит наших замечательных артистов, ведь пьеса про будущее, здесь все оторвано от бытовухи, от чая и бутербродов, и проблемы решаются символические, социальные — как мы будем жить завтра, насколько мы на фоне развивающегося не по дням, а по часам технического прогресса способны оставаться людьми.

Борислава Шарова