Небакалейное желание, как следствие соприкосновения с душой

Нет, одними шедеврами сыт не будешь. Как это ни печально, высокое искусство тоже способно набить оскомину. Иногда хочется простоты, незатейливости, отдохновения, избавления от мыслительной активности и сердечной боли. Порой домашние картошка с селедкой и борщ с пампушками куда милее изысканных ресторанных кушаний.

Театр не общепит. Однако и на его творческих кухнях сценические блюда изготавливаются разнообразные. Чего только в больших и малых, академических и не очень театрах не изведаешь, чего не вкусишь. Бывает, что отравишься, случается, что не наешься, а порой набьешь полное брюхо художественных кренделей, да таких, что впору облизывать пальцы.

Ну да что там… Ближе к телу.

Спектакль «Дачницы», т-р Комедианты.

Гурманам не посоветую, а вот рядовым гражданам, не сплошь деликатесами желающим питаться, настоятельно порекомендую.

Незамысловатая, воздушная, обаятельнейшая комедия, не без интриги, лиризма и душещипательности, но без понтов, выпендрежа и поиска несуществующей черной кошки в темной комнате.

Еще в 2007 году, впервые посетив комедиантов, мне довелось познакомиться с «Дачницами». Была замена, как показалось не равнозначная: я и мои товарищи шли на спектакль по Набокову, а тут предложили пьесу никому из нас не известного В.Карасева.

Но остались.

И как потом были довольны, что не поддались первичному желанию: сдать билеты и пропить сэкономленные на театре деньги в ближайшем кафетерии.

Спустя три года, посмотрев «Дачниц» вторично, уже в одиночестве (если не считать полного зала зрителей), я оказался менее щедрым на восторженные эмоции (ведь, сколько за это время видено-перевидено!), но мысль о напрасно потраченном времени не пришла в мою голову ни разу. Единственно, разочаровали некоторые исполнители. Оговорюсь, женский состав (в спектакле занято пять актрис) не претерпел изменений, а вот единственный актер-мужчина поменялся. Замена, увы, оказалась неравнозначной. Если тот, первый для меня исполнитель (к сожалению, не запомнил его именных координат), своей чудаковатой, изобретательной игрой буквально заставил меня и всех остальных корчиться от смеха, то Сергей Бледных (спасибо работникам театра, что подсказали) лично меня удивил, разве что своим абсолютным фактурным соответствием человеку из простого народа, эдакому всероссийскому соседу-выпивохе, хотя не исключено, что сам актер спиртного отродясь в рот не брал и другим не советовал. Но бывают такие лица — человек сто лет не пьет, а гаишники неизменно нюхают.

Женщины-актрисы, не смотря на отдельные попытки скатиться до уровня драматического кружка при легендарном клубе «Каучук» (именно его упоминал Олег Ефремов при разделе труппы Мхата), одной фактурой не отделались, на краски в рисунках своих ролей не поскупились. Были в игре исполнительниц ролей дачниц, а особенно хозяйки дачи серьезные и даже очень серьезные огрехи, но т.к. сама драматургия и постановка не требуют актрис уровня Инны Чуриковой или (опустим планку) Чулпан Хаматовой, то уделять им особого внимания не хочется. А вот похвалить стоит. Благо есть, за что.

Особо следует отметить самую юную дачницу — Наталью Терехову. Наблюдать за ней на сцене — одно удовольствие. И вовсе не потому, что она моложе и по-женски привлекательнее остальных (что спорно, да и не о красоте речь), а потому, что уж больно точна, естественна, а стало быть — узнаваема. Таких мы — зрители и в своих компаниях встречали, с такими дружили, в таких влюблялись. Девушка — энергия, девушка — живчик, девушка — светлое воспоминание на всю жизнь.

В плане обаяния ближе всех к Тереховой в означенном спектакле Галина Сабурова, самая пожилая дачница. Да и к другим — неюным — актрисам зрительская симпатия благоволит. Но все же — побеждает молодость. Притом, что старшее поколение не проигрывает. Все уместны, лишних на сцене нет.

А фабула «Дачниц» такова: три одиноких женщины плюс, следует думать, девушка — бабушка, мама, домработница, внучка — снимают на выходные дни дачу, в одной из комнат которой, уже очень скоро, обнаруживают, как им кажется, мертвое тело.

Вокруг данного «происшествия» и кружится все действие пьесы. Ситуация, разыгрываемая в спектакле, надуманная, абсолютно неестественная, абсурдная. Но главенствуют и привлекают внимание в «Дачницах» не сюжет, не нелепость происходящего, не страсти по живому трупу, а человеческая взаимосвязь, общение героинь, конфликт поколений, обличаемый при гротесковых обстоятельствах, преподносимый в остроумной, понятной всем и каждому форме.

Перед зрителем — простые русские люди — истинно русские бабы: трогательные, смешные, добросердечные, язвительные, одновременно тупые и умные, наив-вный-е-е — разные, но одинаково и неизменно сильно любящие своих близких и чуть-чуть все окружающее их мироздание, всякую тварь божью.

Селедка с картошкой… Должно быть, не самое удачное сравнение. Но не скрою, после подобных спектаклей хочется посидеть в кругу семьи, с верными товарищами, предварительно сбегав в нужный отдел гастронома. От «Дачниц» веет домом — тем далеким, из детства, теплотой, в них душа русская. Соприкосновение с которой вызывает исконно отечественное, традиционное, небакалейное желание. Желание выпить рюмку-другую.

Рюмку-другую, без последствий…

Павел Чердынцев

Электронный Театральный Авторский Журнал Павла Чердынцева / 09.06.2010 / автор: Павел Чердынцев

Ссылка на статью