Правильный суп театра «Комедианты»

Интервью с режиссёром, актёром Алексеем Исполатовым

В этом сезоне Санкт-Петербургскому государственному театру «Комедианты» исполняется 20 лет. И все эти годы одним из важнейших направлений в деятельности театра была и остается работа с детьми. Каждые выходные по утрам театр с радостью открывает свои двери для юных зрителей. А в ноябре, уже 18-ый раз, «Комедианты» провели благотворительный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга — детям» для воспитанников детских домов и интернатов Петербурга и Ленинградской области.

Проект, задуманный в 1992 году художественным руководителем театра Михаилом Левшиным, объединяет сценическое действие спектакля и знакомство с памятниками архитектуры Петербурга. Это и экскурсии по старинным особнякам города, и показ в их стенах спектаклей для детей из малоимущих семей и сирот. Сегодня в репертуаре театра шесть детских спектаклей. В ноябре, к юбилею, состоялась премьера — музыкальная постановка «Кыцик, Мыцик и тетушка Мари» по пьесе Е.Чеповецкого. Режиссер этого спектакля Алексей Николаевич Исполатов работает в театре с его основания. За это время он поставил целый ряд замечательных взрослых и детских спектаклей по произведениям русской и зарубежной литературы. Его спектакли неоднократно становились лауреатами различных театральных премий и остаются любимыми уже не одним поколением зрителей. Алексей Исполатов большую часть жизни посвятил маленьким жителям нашего города. Помимо режиссерской и актерской деятельности, он — преподаватель детских курсов театрального мастерства, автор нескольких книг — сборников сценариев всевозможных детских праздников, развивающих игр и конкурсов. Сегодня Алексей Николаевич рассказал нам о том, какова специфика профессии режиссера детского спектакля, поведал о своих творческих буднях в театре «Комедианты», о прошлых, настоящих и будущих постановках.

Б. — Театр «Комедианты» начал работать над детскими спектаклями с самого своего основания…

А.Н. — Да, в этом театре все началось со спектакля «Кот в сапогах», который, кстати, до сих пор с успехом идет на сцене «Комедиантов». Это постановка основателя и художественного руководителя театра Михаила Александровича Левшина, которая появилась параллельно с первым взрослым спектаклем театра «Страсти по-итальянски» в 1989-м, 20 лет назад. А моя первая постановка состоялась в 1991-ом году — «Ехала деревня мимо мужика». Это спектакль на основе русских народных сказок, потешек и прибауток. Четыре скомороха сидят на авансцене, рассказывают детям сказки и тут же начинают их разыгрывать. У спектакля за плечами долгая история, которая продолжается и сейчас. В нем играли такие замечательные актеры, как Андрей Шимко, Максим Сергееви многие другие. Через него проходят все, кто приходит в театр. Спектакль живой, каждый новый артист привносит в него свои краски, новые интонации и трактовки. Сегодня здесь играют молодые талантливые ребята — Роман Притула, Дмитрий Рудаков, Виталий Кравченко и Леонид Зябкин. А аккомпанирует нашим деревенщикам баянист Александр Гончарук, причем, с первых дней постановки. Можно сказать, что сейчас «Деревня» стала по-настоящему народным спектаклем.

Б. — Какой аудитории вы предназначаете свои спектакли?

А.Н. — Я считаю, что каждый взрослый в душе ребенок. Часто ограничения по возрасту в наших спектаклях связаны с ужасным словом «культпоход». Дети, даже самые замечательные и послушные, когда идут в театр толпой и с воспитателями, начинают пытаться показать себя свободнее, взрослее. Быть может, влияет невозможность сосредоточиться, потому что мальчики и девочки рядом. Спектакли в такой атмосфере лишаются театральности. Прекрасный человек и талантливейший режиссер Зиновий Яковлевич Корогодский в свое время мощно боролся за смешанный зал. ТЮЗ — это был театр, куда каждый, независимо от возраста, мог прийти и окунуться в детство. Я стремлюсь к высококачественному театру, который рассчитан на разумного маленького человека. Поэтому мы стараемся говорить с детьми об интересных и важных вещах на доступном для них языке, в интересной и увлекательной форме. И как только происходит истинное, серьезное погружение в проблематику материала, тогда становится интересно и ребенку, и взрослому.

Б. — Как вы относитесь к так называемому «синдрому Питера Пэна», нежеланию взрослеть? Должен ли взрослый, ставящий детские спектакли, быть сам немножко ребенком?

А. Н. — У каждого ребенка есть страх — страх перед взрослением. Но мощный, прекрасный интерес к жизни, заложенный в каждом человеке, и постоянное преодоление, которое есть движение жизни, как раз и заглушает этот самый синдром. У всех взрослых есть свои страхи — свои синдромы Питера Пэна — мы боимся института, жениться, потом первой работы, потом увольнения. Есть такая чудная пьеса Теннесси Уильямса «Крик», когда люди не могут выйти из своего дома просто потому, что им страшно. А режиссер детского спектакля ни в коем случае не должен бояться быть ребенком. А еще он должен очень любить детей, с уважением относится к личности ребенка и понимать его. Нужно четко осознать, что ты ставишь именно для ребенка, по-настоящему открытого, неиспорченного зрителя, я всегда стараюсь идти навстречу зрителю, а не навстречу своим «тараканам», что порой предпочитают наши режиссеры. Чтобы зрителю не приходилось на каждом шагу разгадывать режиссерские кроссворды — это не для всех взрослых, и уж точно не для детей. «Мы все время должны знать, куда мы мыло трем», — как говорил наш педагог, Анатолий Самойлович Шведерский.

Б. — Актеры в детских спектаклях всегда были поводом для театральных шуток и баек… Расскажите о соавторах ваших спектаклей — об актерах театра «Комедианты».

А.И. — Повод для шуток, иногда горьких, здесь, к сожалению, есть. Я хорошо знаю, во что часто превращается детский спектакль. Когда создается ощущение, что ни один из актеров, стоящих на сцене, или детей, находящихся в зале, абсолютно не понимают, что происходит. Полная бессмыслица. И сказка может быть известная, но разобрать, кто кому дядя, совершенно невозможно. Декорации старые, замшелые, актеры унылые, и в целом остается ощущение тоски. Я люблю театр «Комедианты», и счастлив, что ставлю свои спектакли именно здесь, потому что на этой сцене такого вы не увидите! В целом, мне кажется, что в детских спектаклях «Комедиантов» все, как в хорошем супе — понемножку и в правильной консистенции. И актерское мастерство, и режиссура, и педагогика, и умение общаться со зрителем, — все в меру. Это живые спектакли, на которых возникает то самое ощущение театрального чуда.

Б. — Как, по-вашему, должны соотноситься педагогический и игровой аспект детского спектакля?

А.Н.- Здесь главное — золотая середина. В погоне за проблематикой я вовсе не отказываюсь от игры со зрителем, я очень люблю игровые моменты. Но важно понимать, что русский театр — это «кафедра, с которой можно сказать много добра». Вот это уже педагогика. Еще, если говорить «Комедиантах», здесь особый камерный зал, который, несомненно, влияет на восприятие. На сцене «Комедиантов» все очень крупно, очень ярко. Ребенок видит артиста рядом с собой, он чувствует каждое его движение, и, естественно, верит ему, доверяет. Возникает чудесная сопричастность.

Б. — Расскажите о вашей новой работе — «Мыцик, Кыцик и тетушка Мари».

А. Н. — Жанр спектакля, условно говоря, — мышиная кутерьма. Гротескный, близкий к мультипликационной жизни, это очень яркий водевильный образ поведения и существования актера на сцене. Это чрезвычайно сложно, потому что требует безумной энергетики. В спектакли заняты замечательные актеры нашего театра — Светлана Суханова, Юлия Горшенина, Анна Загребна, Маша Строганова, Роман Притула и Роман Якушов. Постепенно мы понимаем, что эта пьеса, вначале казавшаяся нам достаточно простой, — вовсе не проста, во многих диалогах она почти абсурдна. Я бы сказал, что она к некой детской философской пьесе стремится. В ней рассказывается об одиночестве, о том, что одиночество опасно. А движение друг к другу, напротив, — прекрасно. Для меня очень важна здесь темаотношения большого к маленькому и понимание того, что ты маленький, открытие этого для себя. Так же, как впервые вдруг выясняется: ты сильный, а я слабый, или — ты мальчик, а я девочка. И это все открытие … Открытие жизни!

Мне приятно, что каждый мой спектакль, кроме «Волшебных сосулек», был участником благотворительного фестиваля «Дворцы Санкт-Петербурга — детям». Я считаю, что всяческое движение театра к ребенку самоценно. Только оно ни в коем случае не должно быть назойливым. Я горд, что театр «Комедианты» — основоположник такого фестиваля, что вместе мы можем сделать этот мир чуточку лучше. Это так важно, чтобы те дети, которые не всегда могут попасть в театр, во дворец, могли там оказаться и почувствовать эту сказку. Эти дети — часто более благодарный зритель, чем дети из благополучных семей. Они очень сочувственно смотрят спектакль, а ведь для существования спектакля именно сочувственное внимание — движущая сила.

Борислава Шарова

«Pro-сцениум» № 1−2 (81−82) /январь 2010 /Беседу вела Борислава Шарова

Ссылка на статью