Рецензия на спектакль «Ехала деревня мимо мужика»

для детей 4−12 лет.

Театр «Комедианты" — это еще один взрослый театр, в репертуаре которого есть несколько детских спектаклей, а это всегда вызывает во мне особый интерес. Видимо, во мне сидит застарелый и не раз практикой опровергнутый стереотип, что во взрослые театры идут более амбициозные, а следовательно, более интересные актеры. Для первого посещения мы выбрали с детьми спектакль «Ехала деревня мимо мужика», который нам рекомендовали как подходящий для очень широкого детского возрастного диапазона.

И верно, любой ребенок возрастом от четырех до двенадцати лет найдет в этом спектакле что-то свое. Ну, а что не найдут дети, достанется их папам и мамам, для которых этот спектакль также будет весьма интересен. Но обо всем по порядку. «Деревня» играется четырьмя молодыми актерами-скоморохами и дядькой с баяном. Как легко понять из названия, весь спектакль представляет собой одно сплошное скоморошество. Все играется так, как могло бы играться в старину где-нибудь на городской площади в ярмарочный день. В стремительном темпе, с шутками и прибаутками, песнями и плясками скоморохи потешают публику небывальщинами. Небывальщинами да неслыхальщинами, как уточнил бы дядька с баяном. Впрочем, сам-то дядька во все неслыхальщины верит. Чего, говорит, мол, только на свете не быват.

Вдоволь напотешавшись, но не прекращая общего стремительно-балаганного настроя, скоморохи начинают разыгрывать русские народные сказки. С одной стороны, это сказки, которые хорошо знают маленькие дети, чему они будут несказанно рады. А с другой стороны, разыграны они оригинально и остроумно, что вызовет интерес у детей постарше и их родителей.

Сказок будет три: про то, как петушок подавился зернышком, а курочка бегает по инстанциям, про то, как мужик волка от охотников спас, да потом сам чуть за то не поплатился, и про то, как лисица зайца из избушки выселила.

Четверо скоморохов, постоянно переоблачаясь, сменяя друг друга и не давая зрителям перевести дух, разыгрывают все роли в сказках. Я насчитал двадцать пять одних только основных ролей, при этом возникло впечатление, что актеры решили воплотить в своих персонажах все переживающие нынче пик популярности соционические психотипы (не путать с психопатами): от «Джека Лондона» (лиса во второй сказке) до «Дон Кихота» (петух в третьей).

Некоторые персонажи, вроде знающих восточные единоборства собак-рэпперов, а также кое-какие шутки (про ипотеку, например) рассчитаны исключительно на пап и мам, но ни один ребенок не уйдет со спектакля с ощущением, что он чего-то не понял. Потому что сказки останутся сказками, а добро победит зло при минимуме пострадавших.

Дядька с баяном (Александр Гончарук) самостоятельно осуществляет музыкальное сопровождение всего происходящего на сцене, аккомпанируя песням скоморохов и вставляя музыкальные фразы во все сцены спектакля. Не то чтобы прямо человек-оркестр, но детям живое музыкальное сопровождение понравилось.

Помимо баяна в спектакле звучат народные инструменты: балалайка, бубен, трещотка. Некоторым детям из зала даже повезет постучать в бубен или потрещать, поэтому не садитесь сильно далеко от сцены — вдруг это будет именно ваш ребенок. Дома-то вы ему вряд ли разрешаете стучать в бубен.

Вообще, по мере развития действия спектакль становится все более и более интерактивным. К примеру, в сказке про заячью избушку немалую роль в зачистке избушки от лисы играют самые маленькие зрители, пришедшие на спектакль. Часть из них будет отмобилизована на сцену и превращена в грозного вида чудовище о двенадцати ногах, один малыш предстанет перед лисой в виде палача в красном колпаке, а остальные (в том числе и вы) будут расстреливать ее из воображаемых автоматов, а потом сфотографируют и захоронят в море. Ну как в таких условиях добру не победить?

Небольшой зал театра «Комедианты» довольно необычен. Сцена очень непривычных параметров: она невысокая и неглубокая, зато длинная. Ее можно назвать широкоформатной, наподобие современных телевизоров. Реквизит и декорации спектакля «Ехала деревня мимо мужика» довольно простые. Пестрый ковер на фоне, многофункциональная стремянка, мешок, веревка, пара лавок да пара палок. Да и много ли балаганным артистам надо, чтобы сделать веселый озорной спектакль? Чай, не «Борис Годунов» в Мариинке. Главное, чтобы весело. Главное, чтобы душевно.

Резюмирую. Если слова «балаган», «шутовство» и «скоморошество» не являются для вас обозначением чего-то, что претит вашему тонкому вкусу, то вам, безусловно, понравится этот симпатичный веселый спектакль.

Автор: Владимир Несторович

Интернет издание, журнал «KidsReview.ru» /13.05.2011 /автор: В. Несторович

ссылка на рецензию