В обновлённое прошлое

«Ленфильм» пошел на поправку. В давно пустующей киностудии снова зазвучали актерские голоса и зрительские аплодисменты. Первый раз в пространстве «Ленфильма» показали театральный проект, нарушив тем самым затянувшееся творческое молчание. 19 февраля состоялась вторая кинопроба проекта «Кинолофт на Ленфильме». В качестве материала арт-читки был выбран роман Сергея Довлатова «Компромисс». Произведение автора, всегда отличавшегося нежеланием вписываться в какие-либо рамки, на этот раз было представлено в по-советски огромном пространстве конференц-зала киностудии. Холодный и пустой, как в блокадную зиму, он вместил желающих посмотреть арт-читку, поставленную молодым театральным режиссером Глебом Володиным, лауреатом Всероссийского фестиваля-лаборатории ON. Театр 2010 и 2012 гг.

Вместе с актерами театра «Комедианты» и приглашенным для роли Довлатова заслуженным артистом России Евгением Барановым режиссер создал форму театральной читки с участием кинопроекции.

Проникновение кино в театр и наоборот отнюдь не ново и часто встречается на театральных подмостках. Экран на сцене нынче больше штамп, чем тонкий режиссерский ход. Однако в читке Володина экран выглядел уместно и органично. В действие особо не вмешивался, но четко выделял крупные планы, показывая зрителям малейшие изменения мимики актеров. После спектакля режиссер даже признался, что на экран смотрел чаще, чем на происходящее на сцене.

Лепнины первых героев Ленфильма — Петра I, Чапаева, Максима, которые украшали стены зала, увеличивать на экране не пришлось. Они были настолько велики, что невольно стали участниками читки. Их присутствие было скорее номинальным, чем формальным, но создавало нужную режиссеру киноатмосферу. «Древний мир» ленфильмовского конференц-зала вместе с картинами давно ушедших из жизни героев странным образом сочлись с живыми и жизнерадостными персонажами Довлатова. «Плохой монтаж», — сказали бы критики после первого просмотра, а потом, подумав, признали бы: «Точное попадание в поэтику автора». Заданные советской системой рамки никогда не были ориентиром для петербургского «неудачника». Скорее наоборот — становились для него материалом для творчества. Так же и у Володина: огромные лица великих стали фоном, на котором происходило грустно-комедийное действие читки.

Пойдя на «компромисс» с предлагаемыми обстоятельствами, режиссер создал нечто из ничего. Хламом для декораций, найденным в костюмерных, Володин по-театральному обозначил советскую журналистику: стол, разбросанные бумаги, бутылки. И редакционная суматоха, происходящая под бдительным взором официальных портретов, висящих под потолком.

Глеб Володин: «Сейчас на Ленфильме нет достаточных средств, чтобы снимать полнометражные картины молодых режиссеров, поэтому мы предложили свой проект, назвав его „Кино без пленки“. Молодые артисты, хороший драматургический материал. И есть прицел снять из этого телеспектакль, с невысоким бюджетом, но хорошей зрелищностью. Это могло бы стать возрождением традиции телеспектаклей в обновленном формате, интересном как для зрителей, так и для режиссеров». Проект «Кинолофт», в рамках которого проходила арт-читка, был придуман как ответ сложившемуся в городе мнению о невостребованности киномолодежи. Мол, снимать некому, смотреть не на кого. Ответ получился аргументированным и взвешенным — кому снимать есть, что снимать тоже, да и молодым актерам участие в подобных проектах в радость.

Юлия Бурцева (Валентина в читке): «В театре сегодня много формализма, отсутствуют человеческие взаимоотношения, а здесь есть свобода актеров, свобода отношений, юмора, да и сам материал благостный. Мне, как актрисе, очень хорошо и комфортно в материале».

Роман Притула (Эрнст Леопольдович Буш в читке) — предлагает пойти дальше и создать театр киноактера на базе Ленфильма. Подобный есть в Москве, почему бы не попробовать Санкт- Петербургу?! Может ли «Кинолофт» стать той точкой, которая начнет возрождение почти угасших традиций телеспектаклей, только в гораздо более зрелищном и современном формате? Ведь возможности современной техники со времени расцвета этого жанра («Театр на экране») ушли далеко вперед. Ответ узнаем, и, возможно, совсем скоро.

Автор: Лилия Шафранская

Фото — Сергей Ермохин («Мой район»)

Арт-журнал «OKOLO.me» / 01.03.2013 г. / автор: Л. Шафранская

Ссылка на статью