Жизнь в тисках тоталитарности.

Спектакль «Крепостная любовь».

Режиссер-постановщик: з.д.и. России Михаил Левшин

Хореограф-постановщик: з.д.и. России Сергей Грицай

В ролях:
Филипп Азаров, Ольга Яковлева, Юлия Бурцева, Лариса Климова, Людмила Никитина, Анастасия Пижель, Сергей Бледных, Роман Притула, Станислав Воронецкий,
Катерина Белова, Евгений Талашманов, Илья Безрук, Станислав Осколков.
Роль Татьяны и собаки – Жанна Куприянова.
Драматический Театр «Комедианты». Санкт-Петербург 2020.
Спектакль «Крепостная любовь» предлагает нам возможность изучения анатомии человеческой драмы, которую мы познаём в сюжетном пространстве рассказа И.С.Тургенева «Муму». Этот небольшой фрагмент литературного наследия великого писателя примечательный по многим аспектам и один из них заключается в его сюжете. В нём есть история, в котором мы видим проявление литературного импрессионизма Тургенева. Сюжет «Муму» не является плодом его художественного вымысла, он фрагмент реальности, которая оказалась в фокусе внимания Тургенева во время его пребывания в доме его матери Варвары Петровны, на московской окраине. Этот фрагмент наблюдения окружающего его мира Тургенев облекает в форму рассказа, который быстро завоёвывает читательское внимание и испытывает на себе метаморфозы времени. Сюжет этой истории привлекает внимание большевистских литературных идеологов, их вторжение в его сюжетное пространство трансформирует историю для иллюстрации советских идеологических доктрин.
Творческий тандем Левшин и Грицай извлекает сюжет этой истории из идеологической шелухи прошлого и возвращает его в рамки писательского замысла. В спектакле «Крепостная любовь» главный фокус внимания зрителя сосредоточен на изучении драмы человеческого существования в кандалах тотального подчинения и власти. Левшин и Грицай в их интерпретации тургеневского сюжета трансформируют пространство с помощью сценической инсталляции, визуализирующей фрагмент усадьбы, которая является главной сюжетной точкой в пространстве, в ней разворачивается драма человеческой жизни в тисках деспотической власти.
Пространство изучения драмы человеческого существования Левшин и Грицай создают с максимальной степенью аутентичности, которая достигается с помощью придания сюжету тургеневского рассказ формы пластической этно – драмы. В рамках этого подхода к воплощению сюжета они фокусируют наше внимание на тургеневском восприятии, эту историю Тургенев рассматривал классическим примером народной драмы его времени. Тургеневское видение этой истории в спектакле «Крепостная любовь» воплощается с помощью создании в сценическом пространстве фолк- аутентичности, которая достигается тандемом пластики образа и народного песенного творчества. С другой стороны этот подход в воплощении позволяет извлечь сюжет этой историю из-под влияния хрестоматийного толкования образовательных пособий и учебников и максимально сфокусировать зрительское внимание на изучении феномена драмы человеческого существования закованного в каналы тотальной власти.
Сценическая инсталляция, имитирующая поместную усадьбу воплощении является особой точкой сюжетного пространства, вокруг которой сосредоточено существования людей. В ней сходятся и пересекаются жизненные пути персонажей, здесь происходят главные события этой истории и в этой точке пересечения определяются судьбы людей чья жизнь связана с этим поместьем. В визуальном воплощении этого жизненном пространства Левшин и Гицай фиксируют эту точку в образе владелицы имения, пространство влияния которой определяет парадигму существования крепостных. Её вектор влияния выделяет среди людей сообщества две условные категории. Одни из них сломлены этой системой и покорно выполняю свою утилитарную функцию в этой системе координат, другие под влиянием этой системы пресмыкаются перед властью и в своём желании получить привилегии и подачки, становятся её инструментом подчинения и подавления. Этого подразделение общества проецируется в образах персонажей, в которых мы видим набор сформированных поведенческих паттернов, которые показывают их позицию в иерархической системе подчинения. В реальности сформированной по этому принципу каждый персонаж, оказавшийся в этой среде обитания обязан следовать закрепленному за ним местом и не выходить за пределы прокрустово ложа рамок существования установленного системой.
На этом однородном пространстве человеческого существования мы видим точку разрыва, в которой по воле случая, появляется персонаж, позиция которого не имеет фиксированных рамок. Он посторонний человек измученный скитаниями и хотел бы обрести кров над головой в этом месте. Его искренней желание обрести почву под ногами и скромный уголок, в котором он мог бы вести простое существование приводят его стопы к усадьбе, где ему жалуют пристанище и определяют работу, которую он обязан выполнять в качестве платы за постой. В этой точке появления постороннего в этой однородной среде мы видим персонажа в процессе адаптации к условиям среды, в которой он верит, что сможет жить своей собственной жизнью, но это понимание диаметрально противоположно местным устоям. Эти противоречие является основой конфликта тургеневского персонажа и среды его обитания, в котором он противостоит системе превращающей человека в бездушную машину - инструмент для достижения собственных целей.
В сюжетном пространстве тургеневской истории путь персонажа к осознанию реалии и условий существования в этой среде пролегает через две условные сюжетные точки. В них он сталкивается с реалиями машины подавления и превращения человека в обезличенный функциональный инструмент, исполняющий волю хозяина. В первой точке столкновения с системой он понимает, что в реалиях этой среды его желание обрести простое человеческое счастье противоречит хозяйской воле, так как система не считает что он может создать семью. Осознание персонажем невозможности противостоять этой системе приводит к глубокому кризису его существования, страданиям, драме одиночества.
Во второй точке он встречает родственную душу, которая помогает ему пережить глубокую душевную драму несчастной любви и одиночества, но эта встреча также становится конфликтной точкой в его взаимоотношениях с системой. Его попытка сохранить этот маленький источник душевного тепла и возможность скрасить его одиночество встречает яростный отпор системы обречена и это предопределяет финал этой драмы человеческой жизни.
В спектакле «Крепостная любовь» творческий тандем Левшин и Грицай в воплощении тургеневской истории предлагает нам возможность познаний драмы человека в жесткой тоталитарного системе, эти лики системы подчинения и подавления в реалиях нашего времени поражают своей свежестью красок и яркостью тонов, так как их черты хорошо узнаваемы в пространстве нашей жизни, в нашем динамичном двадцать первом веке цинизма и лицемерия.
https://proza.ru/2020/11/04/154
https://t.me/ovk_blog/134