Камерный театр на Лиговском

Город Санкт-Петербург всегда был знаменит на весь мир своими академическими театрами. Мариинский, Александринский, Большой драматический — эти названия знают и ценят далеко за пределами нашей Родины. Но есть в городе и небольшие камерные сцены. Здесь моментально откликаются на реакцию публики и спектакль, который ты видел сегодня, может вновь удивить тебя завтра. Вы не найдете здесь огромных золоченых зрительных залов и шикарных фойе, здесь не гремят оркестры и не выезжают на сцену автобусы. Здесь рождается рождается подлинное драматическое искусство, главное в котором — «жизнь человеческого духа».

Камерный — означает предназначенный для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей. Камерное искусство самоценно своей интимностью, доверительностью. Здесь не имеет право на существование ни одна неверная фальшивая нотка. Слишком все близко, сцена и зрительный зал — на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

Один из таких театров расположился в самом центре Петербурга, на Лиговском проспекте 44 — в доме Перцова. История этого дома сама по себе заслуживает внимания. Это один из самых больших домов дореволюционной застройки. Здесь была последняя квартира В. Г. Белинского (он скончался в 1848 году). В 1915—1917 годах в доме Перцова располагалось литературное общество «Аре». Оно имело целью «поддерживать и развивать интерес к литературе и театру и доставлять своим членам возможность выступать в печати и на сцене». Общество издавало журнал «На берегах Невы», редакция которого помещалась здесь же.

С 1993 года в доме Перцова размещается театр «Комедианты», который в декабре 2009 года празднует свой юбилей — 20 лет творческой жизни. Все 20 лет бессменный руководитель и главный режиссер этого театра — заслуженный деятель искусств, Михаил Александрович Левшин. Спектакли М. А. Левшина всегда отличаются выстроенностью композиции и цельностью режиссёрской концепции. Пользуясь большим успехом у зрителей, они подолгу сохраняются в репертуаре, выдерживая сотни представлений. Так спектакль, открывший этот театр 20 лет назад — «Страсти по-итальянски» по пьесе Э. де Филлиппо, с успехом идее на сцене театра до сих пор. Постановки режиссера вызывают одинаковый интерес и у широкой публики, и у требовательных специалистов, и у критики, приглашаются на самые престижные фестивали страны и ближнего зарубежья. «Комедианты» в своем камерном пространстве создают непохожий ни на какой другой, удивительный и уютный театральный мир, где правят бал Шекспир и Островский, Лопе-де Вега и Гоголь, Т. Уильямс и А. Чехов. Сегодня режиссер театра Михаил Александрович рассказал нам о самом театре, о своей творческой позиции и о камерном искусстве как таковом.

М. А. Левшин:

«Долгое время мы жили с представлениями о том, что „театр уж полон, ложи блещут!“ Что драматические и музыкальные театры — это непременно красивые здания с колоннами, с огромными залами и шикарной люстрой под потолком. Мы жили и не знали, что в городе Париже помимо десяти больших театральных площадок, есть еще и более пятиста маленьких. Со временем, постепенно, вид искусства — драматический театр, где очень важны контакт партнера с партнером и доверительное общение с залом, потребовал принципиально нового пространства. Тогда возникла волна малых сцен. В театрах стали появляться новые сцены, которые использовались как репетиционные, студийные, экспериментальные площадки. Это было, с моей точки зрения, очень важно и своевременно. Любопытнейшие театральные постановки рождались на малых площадках, и, постепенно, складывались в отдельные небольшие театры.

Наступило такое время, когда камерные сцены, как самостоятельные театры прочно вошли в инфраструктуру нашего города. Вот есть дом, где живут люди, в нем же расположился продмаг, в соседней парадной мастерская какого-нибудь художника, и в нем же, рядом — маленький театр — на 50 — 100 мест. Этот театр подобен гостиной, в которой светло и уютно. Когда человек заходит в такой зал, он, быть может, удивится… Но, когда появляется сценический свет, музыка, выходит артист и просто начинает говорить — „Вот как начнешь эдак один на досуге подумывать, так видишь, что наконец нужно жениться“… Этими словами начинается пьеса Гоголя „Женитьба“, одна из лучших постановок „Комедиантов“. И вот тут как раз начинается театр, настоящий актерский театр, и зритель забывает о том, что еще недавно он принимал это помещение за гостиную, а за стенкой люди озабочены выбором пищи насущной в продмаге, и где-то рядом за дверьми шумит Лиговский проспект».

Именно таков — театр «Комедианты». Здесь выросло уже не одно поколение замечательных талантливых артистов. Это и те, кто стояли у его истоков — з.а. России Нина Мещанинова, одна из самых интересных поющих драматических актрис Санкт-Петербурга, замечательный актер и режиссер Алексей Исполатов. Валерий Полетаев, з.а. России, Геннадий Спириденков, з. а. России Таисия Попенко — список можно продолжать долго. Сегодня в театре играют интересные молодые дарования — Вадим Прохоров, Светлана Суханова, Юлия Горшенина.

«Комедианты» — театр от Актера и театр для Зрителя. За время существования многое менялось — названия спектаклей в репертуаре, актерские составы, идеи и способы их воплощения, но курс оставался неизменным. И, как в день своего основания, так и сейчас — сцена театра «Комедианты» — это кафедра, с которой каждый вечер говорят добро. Зритель обязательно найдет спектакли любимых ему жанров — и водевили, и героические драмы, и лирические мелодрамы, и даже спектакль-романс, и, конечно же, комедии.

«Наша установка, наша творческая позиция — живая классика» — говорит художественный руководитель театра. «Мы берем произведения классиков отечественной и зарубежной драматургии, и, не изменяя их существо, стараемся проникнуть в материал, прочувствовать его. Они гении, они знали про жизнь порой больше, чем и их, и наши современники. Мы заглядываем в глубины, запрятанные в их произведениях, мы не переворачиваем тексты, не ставим их с ног на голову, просто открываем их для наших современников. Само время нам помогает находить новые ходы и решения, подсказывает интересные интерпретации.

Помимо классики, в общепринятом понимании этого слова, мы ставим и современные пьесы, например, недавно состоялась премьера по пьесе московского драматурга Кати Рубиной — в неожиданной форме — в форме открытой репетиции — зрители участвуют в процессе рождения спектакля. И это не только не мешает познать содержание пьесы, а даже скорее помогает.

Комедианты — это люди, это актеры. Это не признак комедийности жанра, это вообще не признак жанра. Так на Руси называлась профессия. Например, в служебных записках XIX века так и говорится: „Прошу взять меня на службу комедиантом с жалованием таким-то…“. Потом появилось более универсальное слово — „артист“, от „art“ — искусство, артист может быть и музыкального театра, и эстрады, и цирка. „Актер“ от слова — „action“ — действие, более узкое понятие — оно относится уже именно к драматическому театру».

Искусство драматического актера — это настоящая тайна. Грань между переживаниями, собственными эмоциями, творческой фантазией исполнителя и заветами режиссера стирается в момент рождения Спектакля. И это искусство по-настоящему прекрасно тогда, когда оно побуждает зрителя к сопереживанию, сочувствию, когда оно заставляет задуматься о чем-то, на что никогда не хватает времени в повседневной будничной жизни.

«Те, кто заглядывает к нам в театр, редко уходят равнодушным, более того, часто становятся нашими постоянными гостями, и приходят снова и снова» — этими словами М. А. Левшина хочется завершить наше маленькое повествование о маленьком театре на Лиговском, 44 под гордым названием «Комедианты».

Борислава Шарова

«Target» / зима 2009−2010 / автор: Борислава Шарова