Компромисс несвободы и таланта
Явившийся на сцене театра «Комедианты» Сергей Довлатов выглядит настолько реалистично, что воспринять его как реальное лицо никак невозможно.
В спектакле «Компромисс» режиссера Глеба Володина полтора десятка актеров играют почти три десятка персонажей. За основу взят «эстонские» рассказы Довлатова, повествующие о временах, когда Прибалтика, сохраняя присущий ей снобизм независимости, «со всеми вытекающими» была частью «застойного» Советского Союза. И суетливо трусливые редакторы, не шибко умные доярки и работяги, исполнительно непоследовательные администраторы всех ведомств и всех уровней, мятущиеся или, напротив, самоуверенные интеллигенты здесь не столько живые люди, сколько приметы эпохи, экспонаты «советской кунсткамеры», пропущенные через призму восприятия автора. Впрочем, и он сам в исполнении Евгения Баранова — из их числа. Игнорируемый толстыми журналами как литератор, но одобряемый непосредственным начальством за наблюдательность и чувство стиля, корреспондент Довлатов пишет в газете «Советская Эстония» очерки, репортажи, заметки и существует в обстановке среднестатистической редакции 70-х годов.
Художник Екатерина Угленко озаботилась, чтобы на сцене было «все, что положено»: типовые столы, шкафы, пишущие машинки, дисковые телефоны, бюстики Ленина и портреты Брежнева.
Явно не причисляя себя к общности «советские люди», Довлатов-Баранов смотрит на прочих граждан (включая дивного редактора Туронка, роль которого исполняет Сергей Николаев) с усмешкой и критичностью, ни при каких обстоятельствах не переходящих в цинизм. Свой журналистский дар и острый ум он постоянно орошает изрядным количеством водки, а «быть в порядке» ему помогает дивное чувство юмора да сангвинический темперамент, не спасающие его от славы человека, у которого, по мнению спортсменки Тины (Людмила Никитина), в друзьях только подонки. И даже верная подруга Марина (Наталья Бояренок), мечтающая видеть Довлатова-Баранова сильным, властным, целеустремленным и порядочным, о нем далеко не лучшего мнения. Но быть идеалом — дело нелегкое: «10 лет вранья и притворства» — вот основная характеристика существования Довлатова в Таллине. Тиски выбора отвечающих «требованиям момента» героев для печатных материалов, выверенных идеологически заголовков статей, нужные разговоры для «прослушки» кого угодно с ума сведут…
Евгений Баранов не стремится к созданию копии реального Довлатова, но создает живой образ в своей манере игры, исполненной подробных житейских и характерологических деталей. Досада, выраженная жестом, уходящий в сторону от собеседника взгляд, руки, дрожащие с похмелья, сутулость человека, несущего на своих плечах мучительный груз, растерянность в глазах, возникающая при каждом столкновением с невыполнимыми идеологическими требованиями, общая медлительность и мешковатость — такова мозаика, из которой складывается цельный портрет героя. Его кажущаяся ленца — следствие недоумения интеллектуала перед тупоголовой исполнительностью, его склонность к пьянству — желание загасить зреющую внутри неудовлетворенность жизнью. Собственно, разглядеть в нем идеал тому, кто захочет это сделать, труда не составит: «за» работают чувство юмора, дружелюбие, желание поддержать ближнего и талант — огромный талант любить людей, несмотря на их недостатки, включающие нежелание трезво мыслить (не путать с трезвым образом жизни!). А когда талант суммируется с несвободой, единственным компромиссом может стать только творчество. Тогда-то на свет и рождаются Довлатовы.
«Невское время» / 26.11.2013 г. / Автор: Екатерина Омецинская