Сколько не живи и не ходи в театр в Петербурге, а всегда есть еще один, в котором ты не бывал. На этот раз идем на премьеру «Лекарь поневоле» в театр «Комедианты» на Лиговском, и не станем путать его с «Приютом комедианта» на соседней Садовой.

Театр «Комедианты» сравнительно молод – 25 декабря ему исполнится 30 лет. Зал театра невелик – всего 100 мест, но это даже помогает быть актерам ближе к зрителю. Под руководством М.А. Левшина театр активно гастролирует – фойе увешано фотографиями с гастролей разных лет по Германии, Чехии, Франции, Армении и России. Основной репертуар театра составляют классические произведения и регулярно выходят премьеры. Одна из них «Лектор поневоле» по произведению Жана Батиста Мольера была объявлена в предыдущем театральном сезоне, к настоящему моменту сыграна несколько раз и на прошедших выходных снова собрала полный зал.


Впервые комедия была представлена в Париже и роль Сганареля исполнял сам Мольер, играл ее потом до конца дней, пьеса пользовалась большим успехом. В России ее ставили в Александринском театре, в Сатириконе, в Et cetera, а также экранизировали в 2002.

Режиссер спектакля версии театра «Комедианты» - Михаил Левшин, решил показать главного героя обманщика Сганареля в ином свете, повернув все таким образом, будто ему не чужды добрые дела и не безразличны человеческие чувства.

Напомним сюжет. Пьяница и собиратель хвороста Сганарель (Евгений Талашманов) поколачивает жену Мартину (Ольга Яковлева). Отчего-то сцена поколачивания жены занимает в постановке несколько минут, что невольно соглашаешься с актерской репликой «Это все хорошо, но зачем вот так руками размахивать?» Мартина, желая отомстить, рассказывает двум слугам графа (Виталий Такс и Андрей Никитинских), будто муж – великий лекарь, только признаться способен, если его хорошенько побить палками, и, действительно, побитый Сганарель соглашается: «Раз вы настаиваете, господа, то я лекарь, лекарь, пускай еще и аптекарь в придачу! Согласен на что хотите, только бы шкура цела осталась». В доме графа выясняется, что болезнь дочери Люсинды (Ксения Иванова) притворная, ее избранник Леандр (Илья Безрук) беден, и отец силой выдает ее замуж за другого. Лечить Сганарелю нравится «Если девушка больна – дайте хлеба и вина», а «выйдет какая-нибудь промашка, так покойник виноват». Корысти ради, а в версии Михаила Левшина, проникнувшись чувствами и желая совершить доброе дело, Сганарель помогает молодой паре сбежать. Сам чудом избегает повешения, когда они внезапно возвращаются в отчий дом, так как дядя Леандра умер и оставил достойное наследство. Сганарель на радостях прощает Мартину за ее проделки, и все поют финальную песню о талантах, которые «как брильянты, если огранкой им Жан-Батист Мольер».

Пьеса отставляет впечатление праздника, в театре «Комедианты» она наполнена музыкой и танцами. В зале всего 4 ряда кресел, а это значит, можно разглядеть каждый уголок сцены и каждый актерский жест. Из постоянных декораций только кресло и лавка, все ненужное мгновенно исчезает – выбрасывается за штору. Небольшое пространство зала используется полностью – актеры то и дело выходят из дверей фойе и обращаются к зрителям. В финальной сцене всем достаются «лекарства» в виде карамелек из банок лекаря «от депрессии» и «для радости».  Отдельно хочется упомянуть костюмы – яркие, сложного кроя, от туфель до подштанников соответствуют показанному времени, чем создают отдельное эстетическое удовольствие. Главную задачу постановка выполняет полностью – зрители смеются, сопереживают и долго аплодируют после. На такую премьеру не страшно подарить билеты родителям, позвать непривычных к обилию культурных событий гостей города, без риска шокировать или оставить в недоумении. И самому Мольеру было бы не стыдно показать.

Текст: Катерина Егорова