Общественно-политическая газета «Александровский голос труда»
Текст: Анастасия Кулькова
«МАРИНА! КАКОЕ СЧАСТЬЕ!»
Романтическая поэма с таким названием открыла XLI Цветаевский фестиваль поэзии. Спектакль поставлен по мотивам дневников Марины Цветаевой и её «Повести о Сонечке». В этот раз площадкой выступил Дом культуры «Юбилейный», который уже когда-то принимал гостей Цветаевского праздника. Постановку представил Санкт-Петербургский театр «Комедианты».
– «Комедианты» приехали из Петербурга, там есть театр, который возник на волне перестройки на Лиговском проспекте. Спектакль появился благодаря Заслуженной артистке России Нине Ивановне Мещаниновой, которая, только закончив театральное учебное заведение, сделала моноспектакль по прозе Марины Цветаевой «Повесть о Сонечке». Она настолько сжилась с этим материалом, настолько он был ей дорог и интересен, что по происшествию многих лет, родился спектакль «Марина! Какое счастье!» о встречах Цветаевой с разными людьми. Все персонажи невыдуманные, они реально жили. Поскольку спектакль написан по дневникам Марины Цветаевой и «Повести о Сонечке», они похожим образом общались в реальной жизни сто лет назад, – рассказал художественный руководитель театра «Комедианты» Михаил Александрович Левшин.
Для внимательного завсегдатого цветаевских фестивалей постановке не стала неожиданностью. В прошлом году Нина Ивановна Мещанинова выступала в Литературно-художественном музее А. и М. Цветаевых, где рассказывала про свою любовь к творчеству Цветаевой и, в том числе, о создании спектакля «Марина! Какое счастье!», в котором М.И. Цветаева обретает друзей и почитателей, юных студийцев знаменитой Вахтанговской студии в Мансуровском переулке: Павла Антокольского – впоследствии известного советского поэта и переводчика, Юрия Завадского – будущего режиссёра, Владимира Алексеева и Софью Голлидэй – ту самую Сонечку, с которой Цветаева была дружна, посвятила ей многие произведения.
Спектакль начинается с появления Н.И. Мещаниновой, которая предстаёт перед зрителем в роли Марины Цветаевой в эмиграции.
– Мне всё ещё нужно, чтобы меня любили: давали мне любить себя: во мне нуждались – как в хлебе…
Звук прибоя, звучащий фоном, перекликается со значением имени Марина – «морская».
А после зритель переносится в непростую зиму 1918 – 1919 годов, в атмосферу московской богемы и знакомится с упомянутыми выше героями – друзьями Марины Цветаевой, а также с её дочкой Алей – Ариадной Эфрон.
В исполнении Н.И. Мещаниновой звучат романсы, сопровождающие весь спектакль.
В постановке много символичности, дополняющей действо. События разворачиваются в минималистичных декорациях: в центре сцены мансардное окно, отсылка к тому, как Цветаева жила на чердаке, которое мастерски обыгрывается с помощью видео ряда и отличной работы осветителя. Здесь кипит жизнь: встреча Нового года, любовь, голодные годы, задушевные беседы и прощания.
Главные роли в спектакле исполнили: Марина Цветаева – Екатерина Культина, Сонечка Голлидэй – лауреат премии «Золотая маска» Мария Смольникова, Аля – Алиса Мынай.
Александровская публика не осталась равнодушной. Обсуждения постановки шло и в антракте и после окончания спектакля. Кому-то было тяжело без знания биографии Марины Цветаевой и сложно сориентироваться в действующих лицах. Кому-то наоборот созданные образы мешали получить полное наслаждение от постановки. Третьих же постановка настолько увлекла, что побудила к изучению творчества поэта и его окружения. Смело можно сказать – старт XLI Цветаевского фестиваля поэзии удался, актёры театра «Комедианты» установили высокую планку. Удастся ли какому-то из цветаевских дней её превзойти?