О больших людях небольшого театра

В Международный день театра OK-inform побывал за кулисами государственного драматического театра «Комедианты» на Лиговском, 44, где пообщался с людьми, которых зрители никогда не видят, но без которых театр существовать не может. В «театральный день» мы решили наведаться в один из камерных театров, которыми Петербург славится не меньше, чем крупными и знаменитыми. Экскурсию по театру «Комедианты» для OK-inform провел актер Роман Притула. Начали, как и полагается, с вешалки, то есть с гардероба. Он сейчас пустует, но это ненадолго…

«Зритель любит нас, а мы — зрителя»

— Наш театр рассчитан на 100 зрителей, — говорит Роман. — Но часто бывает, что народу приходит гораздо больше. На «Сирано-де Бержерак», например, или на «Дурочку». Тогда мы выносим дополнительные стулья и пуфы, молодежь не стесняется сидеть на ступеньках, кто-то и стоя смотрит.

Рома считает, что прелесть камерного театра состоит в том, что актеры и зрители находятся очень близко друг к другу.

— В камерном театре не соврешь, — объясняет актер. — От первого ряда до сцены — расстояние в полтора метра, зритель видит все эмоции, которые у тебя возникают, видит, как у тебя по щекам слеза бежит.

Небольшая сцена «Комедиантов» безмолвствует в ожидании вечернего показа. Сегодня в 19.00 здесь начнется спектакль «Дачницы».

— Вообще сегодня должны были показывать другой спектакль «Прогулка в Лю-блё», но актриса заболела, поэтому пришлось сделать такую вот замену, — говорит Рома. — Но «Дачницы» — не менее достойный спектакль. У нас вообще замечательный репертуар, зритель любит наш театр, а мы любим нашего зрителя.

Работать в театре очень интересно, даже вахтером.

— Я сюда попала совсем недавно и очень счастлива, — говорит Наталья Васильевна, чей дежурный пост находится по соседству со зрительным залом. — Такая хорошая суета, теплая атмосфера, приятные люди.

Монтер, который был актером, и гример, который будет режиссером

В репетиционной комнате идет читка новой пьесы по рассказам Шукшина. В отсутствии худрука Михаила Левшина ею руководит заслуженный артист России Геннадий Спиреденков.

Зато монтировщики на месте. Один из них, Евгений — в прошлом актер. Работал в разных театрах: в Харьковском 13-м театре, в Белгородском театре кукол, в самарском «Самарте», в саратовском «Теремке», в московском «Театре на Юго-Западе» и в Театре русской антрепризы имени Андрея Миронова в Петербурге.

— Я перешел из актерского цеха в технический в Москве, потому что мне тогда негде было жить, и худрук разрешил мне жить за сценой при условии, что я буду помогать поддерживать театр в хорошем состоянии, — рассказал Женя. — И тогда я понял, что техническая работа приносит мне большее удовольствие. В «Комедиантах» я не только монтер, но и рабочий по зданию, и сотрудник бутафорского цеха. Это очень крутой театр. Здесь потрясающая позитивная атмосфера.

Здесь работает и гримерша Кристина, которая сейчас оканчивает режиссерские курсы и ставит дипломный спектакль, в котором задействованы местные актеры.

— У нас здесь все сотрудники — личности разносторонние, — говорит заведующая литературной частью Борислава или Бася, как ее называют друзья в театре.

Она окончила театроведческий факультет СПб Гати. По сути, занимается пиаром «Комедиантов». Говорит, что в вузе ее этому не учили, все пришлось осваивать в процессе.

— Я выросла в театре, поэтому быть актрисой никогда не хотела, — говорит она. — Хотела пойти учиться на режиссера, но меня не взяли из-за возраста. Тогда подалась в театральные критики, но вскоре поняла, что и это не мое. В общем, сейчас я зав. лит. Работаю с прессой, занимаюсь всей театральной полиграфией, привлекаю зрителей, слежу за внутренними процессами в театре. И мне нравится.

«Театры теперь оказывают услуги населению»

Административная часть театра находится на втором этаже здания. Там OK-inform встретила замдиректора театра «Комедианты» Ольга Михайловцева.

— У нас небольшой коллектив и все друг друга знают, мы не делимся на два лагеря творческих людей и административно-технического персонала, мы одна большая семья, поэтому наш театр — это театр-дом, а наш худрук Михаил Левшин — всем нам отец, — говорит Ольга. — Недавно мы, кстати, возродили замечательную театральную традицию — проведение капустников, и все в них принимают активное участие.

Ольге Анатольевне довелось поработать не только в «Комедиантах». В ее послужном списке есть и Театр балета Бориса Эйфмана, и Интерьерный театр.

— Петербург перестал быть театральной столицей, — считает Ольга Михайловцева. — Зритель не такой активный, как десятки лет назад, да и современные режиссеры в своих поисках новых форм порой заходят так далеко, что людям становятся непонятны и неинтересны. Общий уровень культуры упал. Кроме того, по решению федеральных чиновников, театры теперь оказывают услуги населению… Но мы же не развлекательная структура, мы не шоу-бизнес с бешеными прибылями. Театр, особенно такой небольшой, как у нас, нуждается в господдержке, потому что он не может быть самоокупаемым. А в Петербурге почти год не назначают председателя комитета по культуре. Искусство в нашем городе находится в свободном плавании.

В «Комедиантах» не увидишь катающегося на коньках Онегина или полуголого Гамлета, здесь классический отечественный и зарубежный репертуар.

— Потому что классика актуальна во все времена, — говорит замдиректора театра. — Поэтому две наши последние постановки — «Лес» Островского и «Поминальная молитва» Горина — столь востребованы театралами.

90% театральных людей — шизофреники

Старший администратор Давыд говорит, что основная его работа — это принимать гостей, всем своим видом демонстрируя, что ты рад их видеть, и рассаживать зрителей по местам.

— Принеси-подай, иди на фиг, не мешай — вот функциональные обязанности администратора, — шутит Давыд.

При этом он имеет кандидатскую степень по психологии и параллельно работает в детском реабилитационном центре.

— Попал в театр совершенно случайно, мне предложили, я согласился, — говорит он. — Здесь замечательный коллектив, очень милые люди, с которыми интересно общаться и втихаря ставить им диагнозы. 90% театральных людей — шизофреники в большой или меньшей степени, но я не скажу, что это плохо. А если серьезно, то только здесь, в театре, вспоминаешь, что Петербург — культурная столица. Хотя этот статус у города, я считаю, сохраняется по инерции, ведь люди сейчас, приходя в театр, даже мобильные телефоны не выключают.

Интернет-газета «OK-inform» / 27.03.2013 г. / Автор: Елизавета Садкова

Ссылка на статью