09/10.2023 ARTМОСФЕРА #291

Подготовила Светлана Рухля

Фото: Лана Веснина

На открытии сезона драматический театр «Комедианты» представит на суд публики сценическую версию легендарной повести Джона Стейнбека «О мышах и людях» в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Михаила Левшина. Накануне премьеры режиссёр и актеры поделились впечатлениями о проделанной работе.Михаил Левшин, режиссёр-постановщик спектакля, художественный руководитель драматического театра «Комедианты»:

— Я считаю, что театры должны выбирать сюжеты, в основе которых лежат бескорыстные и открытые человеческие отношения. В мире существуют ясные и всем известные истины, о которых, как показывает жизнь, нужно постоянно напоминать. Как говорит один из персонажей нашего спектакля: «Если никого нет рядом — можно с ума сойти». И вот, казалось бы, такая простая и понятная вещь, требует наглядного подтверждения. Когда у нас в театре шел спектакль «Сирано де Бержерак», я как-то спросил у одной молодой зрительницы: «Почему вы пришли на эту пьесу?», — и услышал в ответ: «Я много слышу про любовь, а у меня ее пока не было, вот я и пришла посмотреть, вдруг, увидев любовь на сцене, сумею полюбить сама». Это было такое наивное прекрасное откровение! И вот я думаю, в связи с новой постановкой, что придет к нам на спектакль человек, не имеющий друзей и близких, теплых отношений с другими людьми, и решит, например, взять над кем-то опеку, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной и полноценной. Никаких специальных разворотов повести Стейнбека мы не придумывали: старались максимально донести авторский смысл.

Когда состоялся прогон «для своих», одна девушка подошла ко мне с полными глазами слез, поблагодарила и сказала: «Как это тонко». Я все время в мыслях к этому возвращаюсь. Думаю, что она имела в виду детальную проработку каждой роли.

Актер — мастер действия, режиссёр — мастер построения событийной борьбы. Это считалось основой профессии. Сейчас многое изменилось: режиссёр — мастер зрелища, актер — участник зрелищной композиции. В этом есть свои плюсы и минусы, и против минусов мы боремся в хорошем смысле слова. И дальше планируем в своей работе это сохранять.

В процессе репетиций возникали определенные сложности. Ленни — друг Джорджа, которого он опекает, человек с нарушенной психикой. Мы решили трактовать его как большого ребенка. Было важно вывести на первый план его открытость, непосредственность, обозначив и патологию — любовь к мягким вещам, — из-за которой он страдал и погиб. Решение характера Ленни заняло много времени, получился человек, вызывающий сочувствие, никому не желающий зла, но причиняющий его в силу особенностей психики. Исполнитель роли Ленни Андрей Вергелис очень хотел, чтобы я его наставлял: «Давайте еще раз попробуем, а здесь я запишу, если можно». Это вызывало уважение и большое доверие к нему.

Илье Безруку, сыгравшему Джорджа, пришлось пройти серьезную школу актерского мастерства, так как это первая его большая роль, и он ее прошел очень достойно.

Я сторонник всякого рода определений и обнаружил, что личность — человек, интересы которого выше интересов среды. У нас сформировались прекрасные среда и команда: мы работали в дружбе и согласии. Спектакль требует психологического напряжения, и я сознательно взял такой материал. Хотя есть в нашей сценической версии и танцы, и зрелищные сцены, поставленные замечательным хореографом Юрием Васильковым. Жанр мы определили как драматический вестерн. Теперь с нетерпением ждем зрителя и надеемся, что постановка повести Стейнбека станет важной вехой в развитии нашего театра.

Ленни (А. Вергелис), Джордж (И. Безрук), Стаб (И. Булгаков)

Андрей Вергелис, исполнитель роли Ленни:

— Для меня текст Стейнбека трепещущий и актуальный. В повести рассказывается о настоящей дружбе, об одиночестве, о взаимовыручке. О мечте. О том, как мало иногда нужно для счастья и как легко его потерять. О смехе и слезах. О непоправимом горе и простой радости. О том, что женское начало может быть разрушительным, а мужское — до крайности жестоким.

Произведение очень приземленное, но мы являемся свидетелями того, как зачатки духовности образуются в нем, как первая жизнь в древнем океане. Роль Ленни определила, наконец, мое место в профессии. Я понял, что нужен и что я на своем месте. Прежние терзания — мужское ли это дело и работа это или все же хобби — растаяли сами собой. Я убедился в том, что необходим.

Люди «с особенностями» всегда вызывали во мне жалость, сочувствие и любовь, но мне почти никогда не удавалось поговорить с ними, узнать их поближе. Может, из стыда, из-за того, что боялся обидеть, потревожить. Теперь я могу дать такую возможность зрителям. Мой Ленни просто большой ребенок. Естественный в своих проявлениях, искренний, прямой и добрый. Не буду говорить о символичности этого образа, думаю, этим хорошо развлеклись литературоведы задолго до меня. Нам с Михаилом Александровичем Левшиным удалось сочетать в спектакле несколько форм существования на сцене. И я считаю это большой удачей.

 Сцена из спектакля 

Елизавета Чернова, исполнительница роли Ваффи, жены Кёрли:

— Благодарю от всей души Михаила Александровича Левшина, что доверил мне роль Ваффи. Для меня это большой подарок и большая ответственность играть единственную женскую роль в спектакле. Я очень рада, что моя героиня поет, я так долго мечтала о роли, в которой нужно петь! В чем-то судьба Ваффи схожа с моей, поэтому мне есть что взять из своей жизни и привнести в образ, хотя — далеко не все... Такого плана персонажа, характера в моей актерской биографии еще не было, для меня это что-то совершенно новое. Сейчас хочется сыграть больше спектаклей и прочувствовать эту женскую судьбу до конца. Есть что еще «покопать», есть спорные моменты, которые еще больше подогревают интерес. В процессе репетиций сложилась какая-то особая теплая атмосфера. Теперь мы ждем благодарного и любопытного зрителя… 

Ваффи (Е. Чернова), Стаб (И. Булгаков) 

Ильгиз Булгаков, исполнитель роли Стаба:

— Конец театрального сезона ознаменовался прогоном спектакля по повести Стейнбека «О мышах и людях». И прошел совсем неплохо, судя по реакции зрителей: друзей, родственников, коллег и режиссера-постановщика Михаила Александровича Левшина. «Были, конечно, некоторые шероховатости, но это естественно для первого раза, — сказал Михаил Александрович, — и мы на правильном пути».

Я играю роль Стаба — однорукого уборщика на ранчо. Он, по Стейнбеку, является связующим звеном всех персонажей, давая по ходу действия характеристику каждому из них. Естественно, отношение к ним у него разное, меняется и поведение. Это для актера, играющего Стаба, настоящий подарок. Сам он человек одинокий, зависимый, и кроме больной старой собаки и небольшого капитала у него ничего нет. Про себя он говорит: «Скоро меня отсюда прогонят, вышвырнут, как только не смогу подметать барак, и держат меня только потому, что я лишился руки на этом вот самом ранчо». В какой-то момент происходят события, диаметрально меняющие его жизнь. О том, что это за события, вы сможете узнать, когда придете на нашу премьеру.

Мы очень вас ждем!