О спектакле «Поминальная молитва»
«Вот так — без помпы, без ласки критиков — в скромном театре происходят действительно масштабные истории…»
Главное, к чему стремится современный театр, — подтвердить нам всем, что жизнь отвратительна. В Европе такой театр в большой моде. И в Москве. Но, слава богу, есть ещё и другой театр, который помогает зрителю обрести веру в то, что не напрасно мы живём на свете.
Елена Добрякова, театральный обозреватель.
Театральная Москва сходит с ума по «Идеальному мужу» Константина Богомолова, решившего представить во всей неприглядности и уродливости российскую реальность (премьера в МХТ им. Чехова). Кирилл Серебренников под крики и плач оставшихся за бортом артистов запускает выскобленный до красного кирпича «Гоголь-центр», и один из первых в репертуаре центра — убийственный по безнадёге спектакль «Отморозки» по роману Захара Прилепина. А тем временем в Петербурге идёт своя незаметная сценическая жизнь. В частности — премьера в маленьком театре «Комедианты». Приглашённый молодой режиссёр, лауреат Всероссийского фестиваля-лаборатории ON. TEATR Глеб Володин поставил «Поминальную молитву» Григория Горина.
Этот театр не специализируется на экспериментах, не хватает звёзд с небес и не избалован критиками. И начало «Молитвы» тоже не предвещает ничего хорошего. Всё кажется старомодным, и думаешь: «Ну зачем играть так уж „по Станиславскому“? Лучше бы условнее, мы же всё понимаем, ведь не кальку с жизни требуется снимать, вот тут бы подбавить иронии, здесь плеснуть цинизма, контрастных красок, каких-нибудь необязательных ошмёток всего того, на чём строится современное актуальное искусство. В общем, креативнее надо бы…» Но тут, сперва даже этого не заметив, словно входишь в иной поток. И он увлекает тебя в деревеньку начала прошлого века на Украине, в большую еврейскую семью, которой довелось пережить время погромов, в слом времён, в эпоху революционных предчувствий и водоворот судеб. Слышишь призывы к равенству и братству и понимаешь, как же карикатурно это звучит, будто многократное эхо, всё более добавляющее обертонов и новых смыслов в этом всеобщем заблуждении насчёт справедливого устройства жизни. Да надо ли ради высоких идей погибать человеку чистому и духовно высокому? Ведь по-прежнему рядом человеческая подлость и оголтелость, и ограниченность, и нежелание понимать другого. Все изъяны современного мира вскрыты, и уже очерчен чёткий пунктир, ведущий к тем же ошибкам и заблуждениям, которые повторятся в России спустя век. И не вырваться человеку из этого круга. Казалось бы, тут остаётся лишь горько заплакать от безнадёги и бессмысленности принесённых жертв. И ты действительно плачешь. Но это уже другие слёзы — ты вдруг понимаешь с новой силой, в чём оно, истинное служение искусству. И актёры на сцене плачут по-настоящему, и ты им веришь — веришь в подлинные чувства и любишь этих людей, и сопереживаешь им, как своим родным и близким.
…Теперь немодно и совсем непродуктивно ставить спектакли по полтора года, как получилось с «Поминальной молитвой» в «Комедиантах». По признанию художественного руководителя театра Михаила Левшина, это время потребовалось, чтобы «глубже проникнуться характерами героев, вжиться в образы», а я бы сказала, чтобы войти в особую сцепку, сродниться и проживать чужую жизнь как свою. Вот так — без помпы, без ласки критиков — в скромном театре происходят действительно масштабные истории. И они-то позволяют человеку оставаться человеком, находить силы жить дальше, не терять веры в лучшее, как не теряет её изгнанный с родной земли, из родного дома молочник Тевье. И когда не только видишь в театре картину страшного мира, когда не только убеждаешься в совпадении ночных кошмаров с мерзкими проявлениями действительности, но и находишь выход, движешься к свету, такой театрощущаешь как драгоценность.
Автор: Елена Добрякова
Газета «Невское время» / 13.03.2013 г. / автор: Е. Добрякова
фото: Светлана Пьянкова (СПь)