Пьеса Аллы Соколовой «Фантазии  Фарятьева» почти полвека не сходит с российских подмостков. Счастливая сценическая судьба ее подтверждает, что автор затронул те темы, что с годами не устаревают. В конце мая театр «Комедианты» представит свою версию этой истории. «ТЕАТР+» встретился с режиссером Олегом Куликовым, чтобы узнать, каким он увидел Фарятьева 2022 года.

«Фантазии Фарятьева» принадлежит к списку излюбленных как у режиссеров, так и у зрителей, хотя, на первый взгляд, она кажется немного устаревшей. Что заставило вас обратиться к этому материалу сегодня, в 2022 году?

– На самом деле, этот материал преследует меня со студенческой скамьи. Ещё в театральном институте, когда мы учились, мы делали пробы, репетировали отдельные сцены. Эта пьеса не оставляет тебя с холодным носом, она попадает прямо в сердце. Когда готовишься к постановке спектакля, обычно берёшь карандаш, чтобы несколько отредактировать материал, убрать анахронизмы, подсократить. Это требуется, только если мы не имеем дело с великой драматргией, где каждое слово на своем месте. В пьесе «Фантазии Фарятьева» рука не поднимается убрать ни одной запятой, эта история идеально-музыкально  написана и по теме, и по содержанию.

Получается, что Вы живете с этим литературным материалом уже долгие годы. Как поменялось ваше прочтение пьесы, ваша интерпретация с течением времени?

– Безусловно, время диктует новые смыслы и обогащает текст новым содержанием. Но классика оттого и становится классикой, что написана на все времена. Есть пьесы-однодневки, которые хороши сегодня и уже через два года не обжигают ни душу, ни сердце. Это не случай «Фантазии Фарятьева». Это не Алла Соколова. Ее пьесы – это, безусловно, классика, даже не советской, а русской драматургии. Эта пьеса слишком русская. С нашим идеализмом, мечтами, отчасти даже с нашим религиозным самопожертвованием. Как менялось прочтение этого текста?  В советское время главным в нем был романтизм и лиризм. В 1990-е годы мы все стали прагматиками, а сегодня с удивлением обнаруживаем, что романтизм в нас остался и именно он является нашим спасением. Сегодня эта пьеса необходима как глоток воздуха, я бы даже назвал ее «медицинской». Еще рано говорить о том, каким будет спектакль в театре «Комедианты», сегодня в самом разгаре репетиции, но уже сам материал, я надеюсь, сможет согреть зрителя, который придет в театр.

Каким вы увидели главного героя Павла Фарятьева в 2022 году?

Наш герой сегодня – это продолжение русской идеи, продолжение традиций русской литературы. Он такой же «маленький человек», как станционный смотритель А.С. Пушкина, как герои Гоголя, Достоевского. Фантазии, живущие в его сердце, излечивают нас. Как говорил Достоевский, «всего-то и нужно, обняться и расплакаться, так можно спасти человека». Фарятьев спасает окружающих его – Александру, Любу, но сам при этом терпит поражение. Я в жизни никогда таких людей не встречал, в полном смысле этого слова, кроме, пожалуй, одного случая - монаха на Валааме, с которым мне посчастливилось общаться целый день и даже разделить трапезу.  Вот он – Фарятьев. Такой же бескорыстный и хрустальный человек. А в нашей жизни, тем более в мегаполисе, в Петербурге, Москве, таких людей сыскать довольно сложно.

Камерная сцена Театра «Комедианты»  это особая атмосфера. Помогает или мешает она в этой постановке?

– Да, театр «Комедианты» – это интимный театр в хорошем смысле, это театр-дом. Здесь от зрителя до артиста всего один метр. Тут становиться главным и очевидным человек, артист. Вся режиссура находится внутри актера. Без всяких перемен и крупномасштабных декораций. На сцене вы не увидите воссозданную советскую квартиру, с обоями, абажурами. Мы с художником Полиной Левшиной договорились, что нам нужно идти от иллюстрации позавчерашнего дня. Некоторые детали того времени останутся, но мы добавляем и элементы современности: и в мебели, и в костюмах, и в музыке. Мы стараемся найти звучание сегодняшнего дня, не отходя от автора.

Как создавался актерский ансамбль? Как подбирали артистов на роли? 

– Я впервые ставлю спектакль в театре «Комедианты», поэтому прежде, чем приступить к работе, я познакомился с другими постановками, посмотрел артистов, что называется, в деле. Что-то рекомендовал художественный руководитель театра Михаил Александрович Левшин.  У нас разновозрастный состав, некое соединение прошлого и настоящего. Роль Фарятьева сыграет Ростислав Воробьев – это его первая большая роль в этом театре. Александру представит Екатерина Культина, полюбившаяся зрителям по роли Марины Цветаевой в спектакле «Марина, какое счастье!». Александра Немчинова «пробует» Любу, а мать Александры и Любы сыграет Юлия Горшенина. Тетя Фарятьева – заслуженная артистка России Таисия Попенко. Надеюсь, что в этой работе нас ждет немало актерских открытий, ведь если их нет, то спектакль становится скукой. А «Фантазии Фарятьева» – этот материал слишком тонок и хрупок, его старыми заготовочками не взять. Работа продолжается, и мне кажется, кое-что интересное нас ждет впереди.